ГАСТРОЛИ МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА "ВЕСЕЛЫЙ СОЛДАТ"

ГАСТРОЛИ МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА "ВЕСЕЛЫЙ СОЛДАТ"
16+
11 Сентября
Вторник
В РОЛЯХ:
   Война не щадит никого, уничтожая и испепеляя все на своем пути, это не только физические увечья, но и моральные. Тот, кто остался жив, но прошел адское пекло смертельной схватки — и в мирной жизни не может о ней забыть. «Я только раз видала рукопашный. Раз наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно – тот ничего не знает о войне…» Эти строки поэтессы Юлии Друниной как нельзя более точно отображают ощущения человека, испытавшего трагедию Войны. Смерть или жизнь, или ты, или тебя, ранения и увечья, лишения и потери и не только на фронте, но в тылу – от непосильного труда, голода и болезней, а еще от собственного государства, вожди которого «не считали человеческих жизней».

   В Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова поставили спектакль «Веселый солдат», чутко и филигранно тонко погружающий в эту сложную, тяжелую тему – жизни простого человека на войне и после нее. Спектакль, премьера которого состоялась 28 января, поставлен по одноименной повести выдающегося писателя Виктора Астафьева, для которого описываемые события во многом биографичны. Для писателя, как и для многих, кто прошел Великую Отечественную, война стала главным жизненным экзаменом, неизлечимой душевной болью и основной темой в творчестве. Он пришел на фронт в 1942 году добровольцем, простым солдатом, был трижды ранен и закончил войну в том же звании. Главным героем спектакля становится сам писатель. Сквозь летопись времен он вглядывается в прошлое. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. История солдата Вити – это история о «другой войне», не той официозной, «отлакированной», известной всем по хрестоматийным статьям и докладам.

   Как же больно осознание того, что, цитируя слова Астафьева: «врага просто утопили в крови солдат, задавили горой трупов», «война, где люди гибли не только от пуль врага, но и от равнодушия и беспощадности государственной машины к своему собственному народу». 

   Невозможно представить, скольких погубили адские механизмы советского государственного устройства… штрафбаты, заградотряды, репрессии, ссылки и расстрелы, отряды «Особых отделов», «Смерш» и бездарное жестокое командование. Суровые данные точной науки статистики гласят, что огромный пласт талантливых командиров и настоящих полководцев был репрессирован, разжалован и расстрелян в суровые 30-е, а «у руля», нет, не всегда, но часто стояли те бездарные алчные «тыловые крысы», «особисты» и «нквд-шники», которые однобоко и полярно скандировали: «Победа любой ценой», «Все для фронта» и ставили во главу угла лозунги, парады и партию, а не миллионы человеческих жизней, судеб… Это чудовищное выражение «Солдат не считаем». Страшно, больно и дико осознавать, сколько жертв можно было бы избежать, если б не жестокость, цинизм, тупость и алчность тех, кто отдавал приказы.

   А Подвиг совершил именно народ. Простые солдаты, рядовые, которых «не считали», женщины, дети, старики.

   Главную роль в спектакле исполняет известный актер театра и кино, заслуженный артист России Борис Галкин – он предстает в образе пожилого писателя, ведущего повествование о военном времени. Тема войны занимает особое место в творчестве Галкина, а работа над этой ролью для него особенно значима: актер был лично знаком с Виктором Астафьевым, который произвел на него неизгладимое впечатление.

   Сценография «Веселого солдата» решена таким образом, что зритель, как рядовой боец, смотрит этот спектакль из «окопа». Нет, не глазами наблюдателей, а взглядом простых солдат, ценой жизни, смелости и отваги которых и была одержана Победа: «Хоть им мнет двадцати пяти, трудный путь им пришлось пройти. Это те, кто в штыки поднимался, как Один. Те, кто брал Берлин» (стихи Евгения Аграновича). О Берлине тоже упоминается в одном из душераздирающих монологов героя, когда он со скорбью говорит, как спешили к празднику 1 мая занять город, не продумав ни тактически, ни стратегически, бросали ребят в пекло тогда, когда уже ход войны был решен.

   Художественный руководитель Сергей Безруков о постановке:

   «Работа над этим произведением шла в год 70-летия Великой победы, – нам хотелось еще раз напомнить, кто победил в этой войне – простые русские солдаты. О тех, кто вынес на себе все тяготы и лишения, важно говорить и нужно помнить. Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным…»

   Невероятно тяжело такое сложное прозаическое произведение трансформировать на сцене. В «Губернском театре» подошли к произведению глубоко, искренне, чтобы до мельчайших нюансов и деталей на примере судьбы солдата Вити и других героев честно, без прикрас и фальши воплотить жизнь целого Народа, ведь «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

   Один главных герой в двух разных эпохах: Астафьев в зрелом возрасте, в исполнении Бориса Галкина, с болью и горечью, а где-то с юмором и ностальгией вспоминает отдельные моменты солдатской и послевоенной жизни. Молодого Витю играет артист Московского Губернского театра Илья Малаков.

   Илья Малаков о «Веселом солдате»: «Столько есть фильмов, спектаклей и представлений о том, что война – это тяжело. И на самом деле, когда с этим начинаешь работать, начинаешь читать Астафьева и смотреть старые фильмы, где работали, действительно, участники, как «Баллада о солдате», к примеру, я с нее начал; – то понимаешь, что очень тяжело и страшно к этому всему прикасаться».

   Сергей Витальевич Безруков отметил, что Илья – востребованный актер в кино, и в театре у него есть опыт главных ролей в детских спектаклях «Маугли» и «Остров сокровищ», а роль в «Веселом солдате» – первая драматическая работа, которая, конечно, подразумевает огромное развитие.