Екатерина Сиротина. Быть полезной миру

Екатерина Сиротина. Быть полезной миру

Молодому специалисту театра драмы повезло перенять знания у основателя системы, генерального директора института «Реакомп» Сергея Ваньшина, который знает проблемы слепых из собственного опыта, потому что с годами потерял зрение. Он утверждает, что сегодня профессиональное тифлокомментирование есть только в России.  

Суть программы в лаконичном описание предмета, пространства или действия, которые не понятны слепому или слабовидящему без специальных словесных пояснений. Это дает возможность специального описания всего, что мы видим. Рассказывать на ходу, когда первый раз видишь, - сложно, поэтому этот способ назвали горячим комментированием. Есть и другой - с предподготовкой по выверенному повествованию. Кстати, тексты готовятся от 2 до 3 месяцев. И тифлокомментатору важно обладать высоким интеллектом, чтобы знать узкие понятия из различных отраслей.

- Однажды я задала себе вопрос, - рассказывает Екатерина Сиротина, - чем я могу быть полезна миру внутри своей профессии. И как-то записали с Максимом Симаковым аудио-книгу для библиотеки-центра реабилитации для инвалидов по зрению. Потом узнала о программе и решила изучить вопрос. Совпадение или нет: в Астрахань приехал на гастроли Московский губернский театр, где тифлокомментирование практикуют уже несколько лет, кстати Губернский театр первопроходцы в России по этому направлению,инициативу выдвинули Сергей и Ирина Безруковы. Пообщалась после спектакля с членами общества слепых. Они отметили, как важно иметь возможность приобщения к культуре. Меня заинтересовала эта социальная программа, я нашла институт, выступила с желанием обучения. Театр поддержал, подал заявку на грант, стали собирать документы, искать возможность приобретения оборудования. Я прошла собеседование и сдала экзамены по скайпу. Дистанционное обучение длилось месяц, затем около трех недель я занимались в Москве. Слушателями программы стали 19 человек из 14 регионов страны. Всего же в России на данный момент около 90 специалистов.

Во время обучения мы работали с профессиональным оборудованием. Также посмотрели спектакль с тифлокомментированием в Московском Губернском театре, после чего с нами провела занятие-экскурсию профессиональный тифлокомментатор и актриса театра Елена Хабарова; осмотрели кабинку, аппаратуру, нам рассказали о тонкостях комментирования спектаклей. А так же мы увидели фильм с тифлокомментарием на Международном Московском кинофестивале. Так воспринимать искусство - познавательно и интересно даже для зрячего человека. Во время обучения, мы комментировали показы мод, картины, музейные экспонаты, фрагменты фильмов, спектаклей, концертов, соревнований. Для каждого объекта комментирования - спорт, цирк или театр - свои особенности. В музеях столицы, да и в некоторых регионах есть специальные экспонаты для инвалидов по зрению, с помощью тактильных ощущений они познают тот или иной объект. Слепые очень эрудированные зрители. Еще я поняла, что новая работа требует сдержанной экспрессии, сохранения атмосферы происходящего, чтобы не мешать восприятию, а дополнять. С годами в тифлокомментировании выработан определенный кодекс правил, профессиональных установок. С радостью внесу свой вклад в этот необходимый проект.

По окончании курса актриса театра драмы Екатерина Сиротина получила свидетельство о повышении квалификации, тифлокомментатор высшей категории. Скоро специалист будет комментировать слепым и слабовидящим зрителям спектакли репертуара.