Екатерина Спирина: От Джульетты к Ипполите

Екатерина Спирина: От Джульетты к Ипполите
                      Джульетта - моя первая роль

- В профессию вы вошли с культовой ролью? Получается, она настраивала Вас на "драматизм" в профессии?

- Джульетта - роль, действительно, культовая и бесконечно сложная. Работа над ней шла волнительно, отношение до сих пор - трепетное, а смысл - важный. Это был мой первый сезон в Костромском драматическом театре. Я - вчерашняя студентка. Не знаю, справилась бы, если бы не поддержка режиссера Виктора Симакина и опытных партнеров по сцене. Вместе с ними, кажется, все получилось. Спектакль шел несколько лет и стал лидером по количеству показов.

- Комедии, трагедии ... Страсти, слезы и обман - стереотипы о пьесах Шекспира. Как он был воспринят вами в первые годы работы, чем дополнилось впечатление сейчас?

- Шекспир вчера и сегодня - разный. В начале творческого пути у меня был страх, неуверенность перед драматургией такого уровня. Преодоление стало стимулом к работе. Сейчас я отношусь спокойнее, сохранив трепетное отношение. Мысли гениальных авторов, любого классика произносить со сцены - всегда великая честь для актеров. Это тексты, обладающие потрясающей энергетикой. Шекспир для меня, как и Чехов, полон загадок. Это высокий слог, классика мирового театра. Его комедии светлы, а трагедии страшны и кровавы. Бездна полутонов: простор и мировым режиссерам для оригинальных трактовок, и актерам для полета фантазии. Сам материал рождает разность театральных форм и интерпретаций. Публика в поисках нового совершает театральные туры за конкретными постановками. Созданы версии кинофильмов, а сколько современников еще обратятся за вдохновением к Шекспиру!  

                      Чехов, Булгаков... и другие роли из классики

- Вы всегда выходили к зрителю в тех образах, о которых мечтали?

- Далеко не всегда. Но даже если что-то было не воспринято и не понято мной, или просто не интересна эта тема, я не отказывалась ни от одной роли. Таковы условия работы в репертуарном театре, к тому же появляется даже своеобразный азарт - сделать вопреки. Бывает так, что сопротивление материалу даже помогает в работе. Профессия предполагает, что мы - инструмент и ведомы мастером, а ему надо верить. Да и опыт работы показал, что с режиссером спорить не продуктивно.

- Вы требуете от драматургии высокого качества или достаточно соответствия личному вкусу?

- Драматургия может быть разной, главное, чтобы совпадала с моим личным мироощущением, чтобы отзывалась в душе, в сердце. Бывает, пьеса так впечатляет, что сразу понимаешь: хочу это делать! Так было с "Марьиным полем" Олега Богаева (театр "Периферия") или "Черным хвостом" Галины Лавриненко.

                  Новое в работе с режиссером Виктором Тереля

- И сегодня работа с новым режиссером и мощным материалом, наверное, гарантирует полное погружение в пьесу?

- Любое начало волнительно. Опыт сотрудничества с каждым режиссером - это обмен энергиями, мыслями, а на стыке соприкосновения с классикой ценен вдвойне. Сегодня столичный режиссер Виктор Тереля ставит драматургию Шекспира. Актеры раскрываются по-новому, взаимодействуя и пытаясь услышать и воплотить замысел режиссера. Безусловно, это новая ступень в творчестве, меня меняет каждая роль. Ипполита, царица амазонок - громко звучит, и в списке ролей у Шекспира она - вторая, но роль далеко не ключевая. Хотя образ, по версии режиссера-постановщика Виктора Тереля, значимый. Соответственно выстраивается им и действенная линия.

- Что стало новостью в ходе репетиций спектакля "Сон в летнюю ночь"?

- Обычно во время работы над спектаклем мы быстро выходим из "застольного" периода и "встаем на ноги". Виктор Тереля сначала собирает спектакль в аудиоварианте: действие должно как бы зазвучать, и актеры - услышать друг друга. Мне непривычна такая форма репетиций, хотя и знакома.

                                 Играть и ставить классику

- Вы рассуждаете как режиссер, одновременно оцениваете как актриса...

- И утверждаю как педагог. Сегодня это три сути, составляющие мою творческую жизнь, из чего складывается понимание театрального искусства. Почти 10 лет я работаю со студентами в Астраханском колледже культуры и искусств. Сделала несколько дипломных спектаклей. "Дом Бернарды Альбы" по пьесе Гарсия Лорки и "Нас обвенчает прилив" по пьесе Ануя шли на сцене нашего театра. В них моя задача - выгодно показать каждого студента, помочь ему раскрыться. Для выпускников дипломный спектакль - это первый шаг в постижении актерской профессии, тут важно не ошибиться, направить по верному пути. Это скорее актерская режиссура. Чтобы стать постановщиком, нужно учиться. Пока я к этому не пришла.

- Мне кажется, актеры в режиссуре очень заразительны.

- Если ты хороший актер или режиссер, это совсем не значит, что ты хороший преподаватель. И наоборот. Я честно делаю свое дело, которое мне еще и нравится. В молодости даже не предполагала, что приду к педагогике, но время продиктовало необходимость передать другим свой опыт. Моя педагогическая деятельность воспитывает и меня, как актрису, помогает мне работать над собой.

- В вашей семье (муж - актер Дмитрий Карыгин) растет еще одна актриса. Дочь - студентка первого курса, причем того же вуза - Саратовского театрального института,- что окончили и вы. Вы влияли на выбор?

- До последнего не знали, что дочь хочет быть актрисой. Удивлены не были, потому как случайностей не бывает. Дочь - гуманитарий. Она росла в танцах и в занятиях вокалом. Да, практически жила и воспитывалась в театре. С разумного возраста участвовала в творчестве семьи и сейчас находится абсолютно в своей среде. Она думающая и импульсивная, рассудительная и эмоциональная. Даже если театр не станет смыслом её жизни, я не сомневаюсь, что профессиональный путь ею выбран верно. И, конечно, мне бы хотелось когда-нибудь оказаться с ней на одной сцене.

- Значит будет еще Джульетта...

- И не одна. Хоть совсем необязательно, что дочь или выпускники моего курса будут работать в театре. Мне, например, при поступлении просто хотелось избавиться от комплексов. Раскрыться миру, проявить себя и (в те времена звучало без пафоса) принести пользу обществу. Именно актерское образование подарило такую возможность. Своих студентов пытаюсь не просто обучить ремеслу, но и помочь им раскрыться как личностям. Найти свою тему, свою "болевую" точку. Современная молодежь перестала общаться, взаимодействовать, у них полукомпьютерный язык. В их общении больше механики, чем эмоций. Они словно зажаты интернет-пространством.

                      Джульетты-роботы и Амазонки Интернета

- И романтизму в современном обществе места не осталось?

- Наш век - это быстро меняющаяся и технически совершенная, сиюминутность. Люди же всегда будут за простые и понятные чувства, развивающие душу, за внутреннюю гармонию. В этом есть противоречие, которое определяет путь развития общества и возвращает человека к романтизму, в том числе.

- Скоро премьера. Вы уже получили "отдачу" от Шекспира?

- Да, погружение в материал напомнило, что в жизни, кроме быта, кроме суеты есть вечные ценности и постоянные величины. Они управляют нами. Я про высшее проявление человеческого духа, в данном случае, про любовь. Высокую, божественную любовь.

Премьера же - это только начало жизни спектакля. Каждый показ доводит постановку до совершенства и продлевает её годы в репертуаре. Драматургический материал благодаря актерскому ансамблю играет новыми смыслами, и со временем актеры вносят все новые оттенки. Меняется мир, идет обмен энергией со зрителями - в этом и есть настоящая отдача.

Итак, 29 и 30 марта на сцене Астраханского драматического театра премьера мирового драматургического бестселлера "Сон в летнюю ночь".