Игорь Лысов: о «Драматическом» сезоне и о будущем

Игорь Лысов: о «Драматическом» сезоне и о будущем

   Театральные итоги из первых уст

   Пять постановок и спектакль-концерт в память о Высоцком – Драматический театр завершил свой самый многословный сезон на высокой ноте — гоголевской премьерой «Игроки». А еще был Булгаков, еще не известный театральному миру Арцыбашев… И большую часть этого времени проходило под именем Игоря Лысова – нового худрука Драмтеатра. Какие итоги он может подвести и какие открытия астраханской сцены вспомнить – об этом мы решили узнать из первых уст.

DAV_6772-kopiya_result.jpg


   И хотя итоги подводить, по мнению нашего собеседника, пока бессмысленно (по истечении «семимесячного, еще недоношенного времени») – все же определенные выводы сделать уже можно. Прежде всего, это касается его труппы, уже ставшей родной.

— Какой вывод я могу уверенно сделать: половину труппы Астраханского драмтеатра составляют очень качественные актеры – которые могли бы составить конкуренцию той элитной части актерского состава нашей страны, которую мы все знаем. Меня это, прежде всего, радует: есть силы, на которые можно положиться и которые вынесут всю художественную нагрузку спектакля. Ведь не каждый, даже очень талантливый актер, может сыграть главную роль. У нас такие люди есть. Есть большой потенциал.
Я очень медленно воспитываю труппу, цеха… Но никаких радикальных решений не было – для себя я избрал эволюционный, а не революционный путь развития. Совершить революцию означало закрыться на определенное время и готовить разом 5-6 спектаклей. Я избрал иной путь – без каких-либо кардинальных мер.

   И все же, даже идя по эволюционному пути, Игорю Лысову удалось в короткие сроки создать 2 постановки.

— Было непросто, но у меня не было иного выхода. Нужно было показать новизну. Я специально выбрал два совершенно разных жанра, сделав грустно-психологическую и веселую авантюрную постановки. Теперь я могу спокойно следить за развитием запущенного процесса и дальше заниматься репертуаром. Я строю его не тематически: вижу актера, который выдержит понятие главной роли – и появляется спектакль под этих, конкретных людей. И когда у меня будут спектакли с точным попаданием на центральную роль, у меня будет репертуар.

   За 7 месяцев тесной совместной работы было сделано множество режиссерских наблюдений за актерами. Говоря об этом, Игорь Лысов отмечает в большинстве своем отсутствие техники сосуществования на сцене.

— В основном они (актеры драмтеатра) работают при помощи своей органики, дарования и таланта. Общей техники для 4-5-6 актеров я не нашел. Вообще при помощи техники мало кто работает – а это убийственно для труппы. Значит, здесь люди были нужны не с точки зрения актерской составляющей, а с точки зрения типажа. Когда умелые актеры могут неумело вести диалоги. А ведь техника вырабатывается в диалоге. Если я технарь и он технарь – что толку, пока наши техники не соединяются в единый организм на сцене? Одна неправильная интонация может задать неверный ход всему спектаклю – неверно распорядиться замыслом. Поднять его уже невозможно – можно демпинговать, паром паровозным. Но это не тот механизм, это тонкая игра. Мы много говорим об этом, актеры меня слышат. Предстоит еще находить контакт, для наработки совместной техники. Но сделано уже очень много. Они мобильны в собственной психике, своем актерском понимании, и делают все, что требуется в данную минуту.

   Режиссер очень тепло отзывается о труппе, он бесконечно доволен теми актерами, с которыми работает. И приводит несколько примеров.

— Этот сезон – настоящая победа Галины Лавриненко, которая, словно «Рождение Венеры» Боттичелли, вышла из скорлупы простой актрисы, превратившись в ту, что удержит драму на протяжении долгого времени. Речь сейчас, конечно, о спектакле «Любить».

DSC_6786_result.jpg

   То же самое могу сказать о Елене Булычевской – это их спектакль, их большая актерская удача. И, конечно, Виолетта Власенко, которая много крови положила на свою роль. Роль, которую она не принимала всеми силами. Ей был противен этот женский образ, но она приняла его, прониклась и сделала это блестяще.

   Что касается «Игроков», здесь отмечу несомненный рост и взгляд иного сорта на свою профессию со стороны Александра Ишутина. Когда мощный мачо вдруг превращается в горбуна и, главное, делает это убедительно. В спектакле «Любить» его образ был практически один в один похож на Вронского в «Анне Карениной» – я тогда этого не знал, но знал, что потом мы будет делать совершенно другое. И когда я сказал ему о роли Ихарева, он был сильно удивлен, было волнение – он хотел сделать это хорошо. А моя задача – терпеть и верить в актеров.

DAV_6750_result.jpg

   В этом спектакле все оказались на своих местах. В постановке задействовано 13 актеров – и 12 работают на то, что забрать у Ихарева его 80 тысяч. И даже когда его собственная колода карт, которая живет ради шелеста купюр (она больше в пищу ничего не принимает) – предает его как Галатея Пигмалиона, мы видим этот внутренний крах человека. И роль Виктора Амосова очень нужна здесь, чтобы не просто показать развязку, но и показать жажду собственной победы – над тем, кто считал себя победителем.

   Ты пытаешься что-то урвать, украсть, обмануть ближнего, не заплатить налоги, на одном рубле заработать десять. Помни, что найдутся люди, которые оставят тебя ни с чем. Именно об этом мой спектакль.

   Впереди – большая работа. Режиссер дал нам понять, что новый сезон даст возможность увидеть новых актеров в новых для себя образах.

— Конечно, я хочу и других актеров задействовать в новых постановках. Например, есть очень талантливая актриса Людмила Григорьева, есть Владимир Демин – они, безусловно, заслуживают роли для себя. Я советуюсь с ними. Когда люди многие годы проводят на профессиональной сцене, они уже прекрасно понимают: что им идет, а что нет. Я могу предложить и услышать в ответ: «Это не мое», или «А вот это интересно». Важно не только выбрать героев, но и «поженить» всех – чтобы они гармонично сосуществовали на сцене.

   Еще я жду молодых – сегодня молодежи в театре очень мало, и они пока не выдерживают нагрузки для выхода на первый план. Я давно в театре – и понимаю, что одной или двумя интонациями трудно выдержать роль. Поэтому нужно трудиться — и они будут трудиться, потому что ребята замечательные. И уже сегодня можно положиться на них.

   Я понимаю значимость роли Анастасии Краснощековой в спектакле «Игроки»: актриса ни слова не произносит, но не будет ее – и «Игроков» не будет. При этом она сделала совершенно самостоятельно всю хореографию и музыкальное оформление спектакля – придумала, что, когда и за чем будет идти. Нагрузка была большая. Я не вмешивался в этот процесс – я немного корректировал его с позиции режиссера.

   Говоря об актерском амплуа, Игорь Лысов признается – он не любит этого понятия. Его задача — показывать яркие грани своих актеров, каждый раз новые.

— Мне неинтересно повторяться. И мне важно, чтобы актерам самим не было противно играть свой устоявшийся образ. А сегодня эти образы – «Голубой героини», «Простака», «Резонера» – остаются в прошлом. Оно всегда было нелюбимо актерами репертуарного театра — это было любимо в антрепризном театре. Раз за разом необходимо открывать что-то новое. Что продемонстрировала Елена Булычевская.

   Она актриса: А — от бога, B — от мощнейшего воспитания, С  — она очень тонкий человек.

DSC_6760_result.jpg

   Елена, как ученица – сказали, это, начинает делать. Хотя, возможно, внутри есть несогласие, но она профессиональна. Это наш человек. Я видел, как комфортно ей в этой условно молодежной среде «Игроков», и никому она там не мама. Она на своем месте, смешная и трогательная. Для меня это очень теплый человек.

   Что касается репертуара на новый сезон, он пополнится рядом премьер. Режиссер обещает не только классику, но и современных авторов – правда, подробности узнаем немного позже. А пока точно знаем, что первой премьерой нового сезона станет спектакль «Не сотвори себе…». Режиссер-постановщик Galina Poliscuka (Галина Полищук), художник – Aigars Ozolins (Айгарс Озолинш).

— Это не в стилистике меня и театра. Постановка, неведомая ранее астраханскому зрителю. Мы пригласили молодых латышский коллег, чтобы они привнесли на эту сцену другой образ, который несвойственен ни астраханскому, ни, может быть, всему российскому театру. Будет очень сложный дизайн, и не только. Я разговаривал с актерами, которые будут задействованы в этой постановке – они довольны. А результат будет ясен 21 сентября.