Игорь Вакулин. Театр - это не слова, а мысли

- Вам удаются и романтические, и комические персонажи. А амплуа у вас есть? Или это устаревшее понятие в театре?

- Амплуа - это расхожая вещь, которая сейчас изживает себя. Вряд ли сегодня имеет смысл делить роли на комические, драматические и так далее. Любая роль в основе своей есть роль характерная, потому что как бы ты ни был похож на персонажа - это не ты. Это другой характер. А что такое характер? Я думаю, это способ мышления. Театр занимается не словами, а мыслями. Причем желательно цепкими и жесткими. Актер на сцене либо способен нужную мысль транслировать либо нет. Так что нет смысла привязывать разные роли к одному амплуа.

- В последнее время в астраханских театральных кругах часто обсуждают, можно ли играть Шекспира в джинсах.

- Если бы еще те, кто берет на себя ответственность обсуждать такие вещи, понимали, о чем они говорят. Это же настоящее безумие! Здесь речь идет уже не о театре и драматургах, а о реальной воинствующей глупости. Что вы знаете о Шекспире и о театре вообще, чтобы встать в такую позу по отношению к театральным художникам и так вольно рассуждать о спектаклях?!

Да будет вам известно - театральный костюм с древних времен нес не только нагрузку точного отображения времени и моды, но и выражал характер, отношение художника к персонажу и так далее.

Как правило, интеллектуальный багаж этих «театральных кругов» невысок. Разумеется, люди разные и имеют право на то, что им может что-то не понравиться. Но некоторые пытаются выступить душеприказчиками Шекспира, вот это вызывает недоумение.

Театр - самоценное искусство. Тексты - только повод для постановки. Театр не обязан обслуживать литературу. Иначе это самодеятельность.

  Просто люблю играть

- После премьеры «Сна в летнюю ночь» вас называют главным героем спектакля, где вы играете ремесленника Мотовило.

- Работа была достаточно интересной, но непростой. Это такая творческая кухня, которая должна быть скрыта от зрителя. Любая роль - это поиск верного самочувствия. Это та нить, на которой все держится. В момент контакта с режиссером идет поиск ее и настройка. Иногда ты и сам не понимаешь, как ему, режиссеру, эта настройка с тобой удается. Если режиссер не способен к такой настройке, то интереса в работе мало.

Приглашенный режиссер-постановщик Виктор Тереля - в какой-то мере философ, умеющий вскрывать тексты и смыслы литературы. Он попытался создать разные форматы театра потому, что в спектакле есть боги, полубоги, люди из народа. Мой персонаж Мотовило и его друзья готовят на свадьбу герцога пьесу «Пирам и Фисба». Кстати, именно этот сюжет лег в основу «Ромео и Джульетты». Поэтому совершенно логично, что в спектакле есть сцена из «Ромео и Джульетты».

- Кого вы хотели бы сыграть?

- Просто люблю играть и всегда хочу сыграть того, кого мне поручают. Когда это не станет привлекательным, займусь чем-нибудь другим. Не важно, большая роль или маленькая, важно, чтобы рядом были друзья и чтобы роль наполняла меня чем-то новым.

Режиссура - метафизика

- Вся ваша жизнь - театр?

-Да. Чем дальше, тем больше. Здесь все - и профессия, и хобби, и семья.

- Вам доводилось ставить спектакли?

- Нет, это совершенно другая профессия. Актер обычно не видит дальше своего носа. Режиссер же и видит дальше, и больше объемлет. Режиссура начинается в области философии, метафизики. Хотя, конечно, хороший актер должен быть отчасти режиссером. И наоборот. И мне это интересно.

- Как-то ощущаете, что в зале единомышленники?

- Да. Со временем, с опытом это приходит. Чувствуешь, хорошая в зале энергетика или плохая. Отдающие из зала и положительную, и отрицательную энергию люди создают важную часть спектакля, ведь мы находимся в одном процессе. Есть другие - они просто наблюдают со стороны. Соотношение тех и других на разных спектаклях разное.

Нет цели - будет вырождение

- Спектакли в драмтеатре за последние два года изменились. А труппа?

- Сейчас в театре любопытное время, интересные эксперименты. Я - за! Худрук Игорь Лысов переводит сознание труппы на территорию искусства. Фактически он предлагает другую жизнь. Хочется, чтобы это продлилось и у него хватило сил и терпения. В этом сезоне появились молодые перспективные ребята. Это - будущее театра. Он ими занимается, заставляет проделывать огромную внутреннюю работу, и они растут.

- Чего не хватает театрам?

- Свободы! Театр сложно оторвать от времени и условий пребывания. Но если стационарный театр не ставит глобальных целей, он вырождается.

Ольга КАЛИНИНА

 

 

Наши партнеры

КОП "Мелия"
КОП "Мелия"
Страховая компания "Ингосстрах"
Страховая компания "Ингосстрах"
Группа компаний "Пилот"
Группа компаний "Пилот"
Торговый Дом Канцелярский
Торговый Дом Канцелярский
Магазин "Андрей"
Магазин "Андрей"
Газпром Добыча Астрахань
Газпром Добыча Астрахань
Гастроном Михайловский
Гастроном Михайловский