Игорь Вакулин. Театр - это не слова, а мысли

- Вам удаются и романтические, и комические персонажи. А амплуа у вас есть? Или это устаревшее понятие в театре?

- Амплуа - это расхожая вещь, которая сейчас изживает себя. Вряд ли сегодня имеет смысл делить роли на комические, драматические и так далее. Любая роль в основе своей есть роль характерная, потому что как бы ты ни был похож на персонажа - это не ты. Это другой характер. А что такое характер? Я думаю, это способ мышления. Театр занимается не словами, а мыслями. Причем желательно цепкими и жесткими. Актер на сцене либо способен нужную мысль транслировать либо нет. Так что нет смысла привязывать разные роли к одному амплуа.

- В последнее время в астраханских театральных кругах часто обсуждают, можно ли играть Шекспира в джинсах.

- Если бы еще те, кто берет на себя ответственность обсуждать такие вещи, понимали, о чем они говорят. Это же настоящее безумие! Здесь речь идет уже не о театре и драматургах, а о реальной воинствующей глупости. Что вы знаете о Шекспире и о театре вообще, чтобы встать в такую позу по отношению к театральным художникам и так вольно рассуждать о спектаклях?!

Да будет вам известно - театральный костюм с древних времен нес не только нагрузку точного отображения времени и моды, но и выражал характер, отношение художника к персонажу и так далее.

Как правило, интеллектуальный багаж этих «театральных кругов» невысок. Разумеется, люди разные и имеют право на то, что им может что-то не понравиться. Но некоторые пытаются выступить душеприказчиками Шекспира, вот это вызывает недоумение.

Театр - самоценное искусство. Тексты - только повод для постановки. Театр не обязан обслуживать литературу. Иначе это самодеятельность.

  Просто люблю играть

- После премьеры «Сна в летнюю ночь» вас называют главным героем спектакля, где вы играете ремесленника Мотовило.

- Работа была достаточно интересной, но непростой. Это такая творческая кухня, которая должна быть скрыта от зрителя. Любая роль - это поиск верного самочувствия. Это та нить, на которой все держится. В момент контакта с режиссером идет поиск ее и настройка. Иногда ты и сам не понимаешь, как ему, режиссеру, эта настройка с тобой удается. Если режиссер не способен к такой настройке, то интереса в работе мало.

Приглашенный режиссер-постановщик Виктор Тереля - в какой-то мере философ, умеющий вскрывать тексты и смыслы литературы. Он попытался создать разные форматы театра потому, что в спектакле есть боги, полубоги, люди из народа. Мой персонаж Мотовило и его друзья готовят на свадьбу герцога пьесу «Пирам и Фисба». Кстати, именно этот сюжет лег в основу «Ромео и Джульетты». Поэтому совершенно логично, что в спектакле есть сцена из «Ромео и Джульетты».

- Кого вы хотели бы сыграть?

- Просто люблю играть и всегда хочу сыграть того, кого мне поручают. Когда это не станет привлекательным, займусь чем-нибудь другим. Не важно, большая роль или маленькая, важно, чтобы рядом были друзья и чтобы роль наполняла меня чем-то новым.

Режиссура - метафизика

- Вся ваша жизнь - театр?

-Да. Чем дальше, тем больше. Здесь все - и профессия, и хобби, и семья.

- Вам доводилось ставить спектакли?

- Нет, это совершенно другая профессия. Актер обычно не видит дальше своего носа. Режиссер же и видит дальше, и больше объемлет. Режиссура начинается в области философии, метафизики. Хотя, конечно, хороший актер должен быть отчасти режиссером. И наоборот. И мне это интересно.

- Как-то ощущаете, что в зале единомышленники?

- Да. Со временем, с опытом это приходит. Чувствуешь, хорошая в зале энергетика или плохая. Отдающие из зала и положительную, и отрицательную энергию люди создают важную часть спектакля, ведь мы находимся в одном процессе. Есть другие - они просто наблюдают со стороны. Соотношение тех и других на разных спектаклях разное.

Нет цели - будет вырождение

- Спектакли в драмтеатре за последние два года изменились. А труппа?

- Сейчас в театре любопытное время, интересные эксперименты. Я - за! Худрук Игорь Лысов переводит сознание труппы на территорию искусства. Фактически он предлагает другую жизнь. Хочется, чтобы это продлилось и у него хватило сил и терпения. В этом сезоне появились молодые перспективные ребята. Это - будущее театра. Он ими занимается, заставляет проделывать огромную внутреннюю работу, и они растут.

- Чего не хватает театрам?

- Свободы! Театр сложно оторвать от времени и условий пребывания. Но если стационарный театр не ставит глобальных целей, он вырождается.

Ольга КАЛИНИНА