Лина Самборская. Золотой период театра

Лина Самборская. Золотой период театра

Астраханский период работы Лины Самборской считают золотым периодом театра. Когда в репертуар была включена не конъюнктура, рекомендованная партией, а произведения русской и зарубежной классики. На сцене театра поставлены - «Женитьба Белугина» А. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Отелло» У. Шекспира, «Ревизор» Н. Гоголя. В театре наступило время аншлагов.

Астраханцы увековечили память об этой талантливой женщине: в 2000 году была учреждена премия в области театрального искусства имени Лины Самборской. Заместитель председателя регионального отделения Союза театральных деятелей Екатерина Кочеткова написала монографию об этой удивительной личности. Судьба Лины Самборской связана с семьёй Кочетковых. Ольга Пенчковская и Владимир Кочетков (отец и мать президента ТЮЗа Юрия Кочеткова) проработали вместе с ней почти всю свою творческую жизнь, сначала в Омске, потом в Астрахани. Монография иллюстрирована фотографиями и письмами из личного архива автора и оформлена в характерном стиле старинных рукописей.

В 2007 году на здании драматического театра установлена мемориальная доска имени Лины Самборской.

ИЗ БИОГРАФИИ: Родилась Лина Самборская в Одессе в 1890 году, училась в драматической школе известного режиссёра Анатолия Ивановича Долинова, по классу знаменитой актрисы Марьи Гавриловны Савиной.
Самборская работала у крупных антрепренеров провинции - Николая Ивановича Собольщикова-Самарина, Николая Николаевича Соловцова, Николая Николаевича Синельникова и др. Работала в театрах Одессы, Киева, Харькова, Кирова, Астрахани, Красноярска, Пензы. Нередко становилась партнёршей крупнейших мастеров русского театра - Мамонта Дальского, Гавриила Гловацкого, Елизаветы Жихаревой, Аркадия Аркадьева, Иллариона Певцова, Антонины Кварталовой.

Мастерица, лицедейка, с кипучим темпераментом, подхватывающая и развивающая импровизации партнёров по сцене, озорная и достоверная актриса - такой предстаёт Самборская в воспоминаниях народного артиста РСФСР Алексея Федоровича Теплова и театрального критика Дмитрия Дейсмора, писавшего о её творчестве.

Михаил Ульянов вспоминал о Л.С. Самборской в своей книге «Работаю актером»: «Лину Семеновну я бы назвал актрисой в самом ярком смысле слова. Уже немолодая женщина, она умела эффектно вести себя и в жизни и на сцене. Умела быть обворожительно-обаятельной, женственно-беззащитной и при этом была наделена властной твердостью характера. Она уверенной рукой вела Омский театр, смело отстаивая его интересы. В 1941 году в Омск был эвакуирован Театр имени Вахтангова. Москвичи заняли единственное в городе театральное здание. Но, несмотря на огромный авторитет Театра Вахтангова, Самборская добилась поочередного выступления обоих коллективов на сцене Омского театра: один вечер выступали вахтанговцы, другой — омичи. Это была колоритнейшая фигура Омска военного времени. Представьте себе: по главной улице по направлению к театру вороная лошадь катит старомодную коляску. В коляске возвышается огромная статная фигура Николая Александровича Шевелева — мужа Самборской и режиссера Театра, а рядом с ним — импозантнейшая Лина Семеновна в шляпе с вуалью, кокетливо прикрывающей: ее глаза...»

На омской сцене Самборская создала блистательные сценические образы: Кручинину – «Без вины виноватые» и Мамаеву – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского; Анну Андреевну – «Ревизор» Н.В. Гоголя; Герцогиню Мальборо – «Стакан воды» Э. Скриба; Беллу – «Глубокие корни» Д. Гоу и Д Юссо; в «Родине» («Хождение по мукам» А.Н. Толстого – Чтец.
Художественным руководителем Омского областного драматического театра актриса и режиссер Лина Семеновна стала в июне 1941 года Самборская. Все сложные военные годы Лина Семеновна вместе с супругом Николаем Александровичем Шевелевым, главным режиссером театра, руководила омским театральным коллективом.

Самборская единственная из художественных руководителей театров за Уралом отстояла свой коллектив, когда едва ли не в приказном порядке их пытались отправить в Тару, Москаленки или Исилькуль, чтобы освободить здание для вахтанговцев. Она сумела сберечь Омский драматический в условиях военного времени и работы местного коллектива рядом с Московским театром им. Евг. Вахтангова (1941-1943 гг.). Смогла сохранить театр самобытных актеров, обеспечить создание спектаклей, смыслом которых становилась сама личность актера, его мастерство.
На фронт были посланы две концертные бригады, каждый день актёры обслуживали госпитали, мобилизационные пункты, выезжали и на село. Самборская умела чётко организовать работу театра. В большой степени её заслуга была и в том, что в 1945 г., 8 апреля, Всесоюзный комитет по делам искусств решил перевести Омский драматический театр как один из передовых творческих коллективов в первый тарифный пояс.

(По материалам наших коллег - Омского драматического театра и монографии Екатерины Кочетковой).

Наши партнеры

КОП "Мелия"
КОП "Мелия"
Страховая компания "Ингосстрах"
Страховая компания "Ингосстрах"
Группа компаний "Пилот"
Группа компаний "Пилот"
Торговый Дом Канцелярский
Торговый Дом Канцелярский
Магазин "Андрей"
Магазин "Андрей"
Газпром Добыча Астрахань
Газпром Добыча Астрахань
Гастроном Михайловский
Гастроном Михайловский