Сон и явь, театр и жизнь, любовь и природа...

Сон и явь, театр и жизнь, любовь и природа...

- И образ природы не из детства ли?

-Да, я вырос в Межгорье. Там действительно  красиво, а еще Карпаты притягивают мистицизмом. Помню, как до школы ходили с бабушкой в церковь, запах ладана помню. Мне разрешали забегать и за алтарь. Это был восторг. Представьте, стоит маленький мальчик и сквозь дым кадила слушает пение. И эхо божественного звучания накрывает тебя сверху, с купола... Такие мощные эмоции,  что я плакал. Восторг. Обряды и религиозность - такая там среда. Она сформировала мой внутренний мир,  сделала эмоционально подвижным и восприимчивым к поискам истины. И красоты. А на противоположной стороне улицы была школа. Магнетизм  храма с взрослением становился не меньше...

Что касается сценографии, в спектакле будет больше, пусть и разрушенной, античности, сквозь которую пробивается природа. Как сама жизнь. Цивилизация и культура, все, что рукотворно, умирают под мощным натиском жизни. Жизнь и любовь прекрасны. Они больше всех знаний вместе взятых.   

                               Любовь и природа

- Какие шекспировские смыслы Вы усилите, противопоставляя античность и природу?

- Декорации как раз и подчеркнут доминирующее начало любви и жизни над всем, что создано в мире. Шекспир понимает любовь ту, которую дарит Венера, как наслаждение и плодовитость. Это античная любовь юности. Только зрелый человек знает, как любовь меняет свои лики. Он знает любовь. Божественную, возвышенную, вертикальную. Пьеса написана Шекспиром точно по следам пьесы Апулея «Золотой осел». Там низкая природа чувств превращает человека в животное. Богиня же, преображая его, снимает шкуру осла и вместе с ней всё звериное в человеке. Так она посвящает героя в высшее познание мира и природы любви.

 - Так что же такое любовь по Шекспиру?

- Любовь - парадоксальная вещь. Это и свет, и пожар, и созидание, и разрушение, и свобода, и оковы. Она из парадоксов и противоречий. Любовь - мучение, нелегкий дар, опыт страданий. Между мужским и женским - война. Она будет до тех пор, пока влюбленные не познают Христову любовь. Любовь -  божественное мерило человека. Чем быстрее сон юности пройдет, тем быстрее мы увидим истинную природу любви.

В этом и есть послание Шекспира, данное самой пьесой конкретным молодоженам к их свадьбе. «Сон в летнюю ночь» великий драматург, как известно, писал в подарок, поэтому я бы рекомендовал молодоженам и молодым парам посмотреть этот спектакль. Там  все о сущности любви.

                                         Режиссер и автор

- Значит, постановка, которую скоро увидят астраханцы, будет точно по Шекспиру?

- Вся эта история - исключительно то, что я читаю именно у Шекспира. Все, что я знаю о цели написания пьесы автором, - посыл, поздравление, назидание молодым супругам. Мне важен именно месседж Шекспира. Есть мотив: Царь Тезей завоевал Ипполиту, царицу амазонок. Он взял ее в плен как рабыню, затем решил жениться на ней по праву завоевателя. Равной царицу может сделать только любовь, но царь-законодатель отвергает чувства, ставит их ниже закона.  

Еще одна линия: воюют боги. Они борются за мальчика. Кто же этот мальчик? Вся идея пьесы в этом мальчике. Он и есть образ человека. Богиня знает его божественную природу, и о предназначении любить. Бог Оберон считает, что человек - звереныш и годится только для служения богам. Истинный же дар, которым наделен человек, - свобода и умение любить. Ангел же умеет только служить.

                                               Театр и кино

- В биографии актера Виктора Тереля около 100 ролей. Какие из них считаете яркими и удачными?  

- Я давно не мечтаю ни о каких ролях, я просто делаю, что предлагают. Есть роли, которые я уже не сыграю в силу возраста. Например, Сирано де Бержерака по  Ростану. Именно теперь, когда я понимаю трагедию Сирано, и моя душа готова раскрыть образ, это невозможно. И Треплева, его я теперь тоже понимаю. Жизнь идет, есть работа, которую я честно делаю. Поступают предложения, я не отказываюсь. Да, играть на сцене мне нравится, особенно когда в зале сидят друзья или знакомые. Открывать свой внутренний мир моей публике куда приятнее. И все же я больше люблю режиссуру.

- Да, актер - зависимое ремесло, режиссер - ответственное...

- Потому именно режиссер гораздо более зависимая профессия! Она во власти тысячи обстоятельств, начиная от возможностей театра и заканчивая способностями актеров. Режиссер для меня существует в трех ипостасях. Первая - режиссер познающий, открывающий для себя текст. Вторая - педагог, который должен научить актеров справляться с материалом. И третья: режиссер-постановщик, который играет со зрителем. Для него больше важен красивый ход, его комплекс впечатлений: эстетического смыслового, философского планов. Он рисует все это на сцене. Для меня самая интересная работа - с артистами. Это новые встречи, общение, познание, в конце концов; кусок конкретно прожитой с актерами жизни в едином смысле. В Астраханском драматическом театре я встретил чудесную труппу. Есть по-настоящему крутые мастера сцены.

- Какую драматургию предпочитаете ставить?

- Я люблю классику. Чехова обожаю. Впервые посмотрел в Астрахани «Любить» по пьесе "Враги" Михаила Арцыбашева. Её поставил режиссер Игорь Лысов - мой друг, с которым мы вместе учились. Он и пригласил меня в Астрахань поставить спектакль. И кроме интересной работы я открыл для себя еще одного великого автора. Вот сила творчества! Кстати, пьесу "Враги" не ставил ни один театр мира. Драматург берет одну реплику из Отелло и пишет целую историю, которую ваш художественный руководитель назвал "Любить". Это и есть гениальность, когда на квадратный сантиметр текста - масса смыслов.

- Среди множества смыслов жизни для вас главный  любовь?

- Это есть путь. Постановку я хотел бы посвятить своей любимой жене. Я никогда не объяснялся ей в любви через творчество!