«Татуированная роза». Премьера женского рода

...Оно растягивается в стрекоте сверчков, чтобы тут же быть упорядоченным веселым счетом девочки Розы (Нелли Подкопаева, Анастасия Краснощекова). Переходит в метроном щелчков фотослайдера; перетекает в бой скакалок, на которых прыгают женщины. Хронос плавится в знойности южной ночи. Вдруг счет сбит: скакалки – вразнобой, а детские ладошки сжимают трепещущее насекомое, как сердце. Время сломано, Ассунта (Елена Булычевская, Александра Костина) провозглашает тревогу. Тяжелый воздух со сцены утекает в зал: «Ждите! Сейчас должно произойти что-то страшное».
Сломить Время, чтобы изменить судьбу
Визг тормозов. У Серафины (Виолетта Власенко, Галина Лавриненко) погибает любимый муж. Она помещает пепел возлюбленного в кувшин и на годы закрывается с ним в комнате. Женщина не обращает внимания на быт и на себя. Она и выглядит, стеная над прахом, как призрак прошлого. Муж на фотографии неизменно красив…
Режиссер не щадит вдову, противопоставляя ее горю мистическое веселье группы сюрр-персонажей: Бруно (Максим Сыраздинов), Стреги (Лидия Елисеева), Хор – (Дмитрий Карыгин). Они - наши иллюзии о жизни, наши сны-домыслы-заумь, где-то - воплощение потусторонних сил. Время-смерть пустилось вместе с ними в танец, в буффонаду с маракасами, с металлическим козлом, с барабаном. Внутренний слом героини и в «боли» барабана. По тонкой коже бьют: о потере ребёнка с переживаниями сообщают подруги Виоллета и Пеппина (Екатерина Спирина, Эльмира Дасаева); о том, что муж был не безгрешен, изменял ей с красоткой Эстеллой Хокенгартен (Наталья Тетеревенкина) шепчутся все вокруг. Праздные сплетницы Флора (Наталья Вавилина) и Бесси (Екатерина Сиротина, Анастасия Кацан) проговарились об измене мужа в своей болтовне.
Боль приносит и тревога за дочь. Первую любовь юных сердец, не по-детски рассудительную и девственно чистую, Серафина почти разбивает. Благо Роза и Джек (Алексей Дуганов, Алексей Березюк) не сдаются в поисках ответа: «Где оно, счастье»?!
Александр Огарев и художник постановки Елена Ярочкина (г. Москва) приподнимают комнату Серафины на подмостки. В этом пространстве, окруженном манекенами, страсть к мертвому мужу инфантильна и уродлива. Светом художник Сергей Мартынов расширяет декорации. Тени и лучи переплетаются, переводят на уровень значений - в игру тьмы со светом. В такой световой многомерности печаль героини зияет пустотой.
Александр Огарев: «Процессы, происходящие с Серафиной - не милые разногласия с ребёнком, не гордость за красивое тату на груди, не позирование на фоне красивой стаи птиц, а серьёзные психологические разборки с собой, попытка преодолеть удобную депрессивную идеологию, разместившуюся внутри, и попытаться открыться миру, принять мир таким, какой он есть. Этот процесс, подобный тому, что Чехов называл: выдавить из себя по капле раба».
Личная трагедия, депрессия превращают Серафину в тирана, не оставляя в её сердце места для материнских чувств. Конфликт поколений завершает финал первого акта. Он по силе эмоций актеров, по тягучей пластике трагичен и вместе с тем чувственен.
Татуированная… – только сначала боль, потом – красиво
С мужского плача Альваро (Александр Ишутин, Максим Симаков) начинается второй акт. Чем не комедия?! Слезы, вызванные не чувством к женщине, а дракой, растекаются по его лицу. Это грязь или грим… На сцене все так напоминает жизнь, и главный герой точно из нее - просто смех сквозь слезы, а не герой. Один мужественный выбор он все же сделал – полюбил.
Александр Огарев всем судьбам дает альтернативу; актерским эмоциям - перспективу, даже в смене декораций у него нет чётких схем. Для героев и их духовного роста он продлил «небо» над сценой до космоса, до луны. Использует при этом художественные средства - черный занавес на арьерсцене и лунный след на экране. Магия безмерного пространства завораживает, как и музыкальное оформление - современная музыка, рок-н-ролл, джаз — это звучания целых эпох.
Атмосферу 40 гг. прошлого века передают шлягеры Элвиса Пресли. Они не просто фон в мизансцене «купи-продам» Коммивояжера (Игорь Вакулин, Александр Беляев) – так воссоздают дух Америки и историческое время. На реальность не обращает внимания только Серафина. Если в горе это ее спасало, то в счастье она не заметила, как дочь стала невестой. Женщина вне времени идет только вперед: выходит замуж, даже зачала новую жизнь. Часики Розе так и не подарены.
«Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». Вслед за великим Шекспиром Теннесси Уильямс продолжает: «Розы есть для всех. Она - как роза мира. Роза – сердце». Один. Два. Три. В финале трагикомедии счет начат снова. Новый возлюбленный похож на мужа фигурой и розой на груди…
- Не хочу этого! – восклицает женщина. 35, 36, 37. Счет сбит. Такую женщину, как Серафина, сделать счастливой, если она сама этого не захочет, практически невозможно. Может, Альваро когда-то под бананами станет возить контрабанду? Впрочем, рассуждать о женском счастье - занятие бессмысленное и бесполезное, оно у каждой - свое. Как у девушки с именем Роза.
«Татуированная роза» - подарок к юбилею
Так кого из героев сделал счастливым в этой постановке Александр Огарев? «Осчастливить» работой – новыми ролями в премьерной постановке - большинство актрис драматического театра режиссеру точно удалось. В пьесе большая часть действующих лиц - женские персонажи, к тому же труппу теперь распределяют по ролям в два состава.
При этом Александр Огарев в игре составов раскрывает актерскую индивидуальность каждого актера. Альваро-Максим Симаков и Серафина-Виолетта Власенко создали образы психологичные и рефлексирующие по традициям русского театра. Пара - Александр Ишутин и Галина Лавриненко работают в «итальянском темпераменте» героев пьесы. Во внешности и в исполнительской манере актеров есть что-то и от испанских Кармен и Матадора. Это настоящий подарок зрителям - возможность сравнить.
Самая большая ценность постановки - это работа актеров. Ведь если раньше поклонники приходили на спектакль ради любимого актера, то на «Татуированную розу» придут ради целого состава актеров. Каждый из 20 исполнителей будет интересен по-своему. Возможно, из такого разнообразия характеров и судеб в спектакле мы найдем и для себя личный рецепт счастья.
Елена Мальчонок
Наши партнеры






