Слово и театр в моей судьбе

 Слово и театр в моей судьбе

Пьесы Анны есть в репертуарах нескольких региональных театров. В интервью с заведующей литературной частью Астраханского драматического театра Анной Абдрахмановой (Штепиной) узнали еще много интересных фактов.

    - Стать актрисой в детстве, знаю, Вы не мечтали.

    - В детстве, конечно, нет. Я была очень скромным ребенком. Мечты об актерской профессии, конечно, были в юности. Но довольно быстро улетучились. Вскоре я поняла, что мое призвание — это театр, но не сцена, а скорее литературное творчество. Я люблю писать, люблю работать со словом. В детстве нас водили в театры, меня вдохновляли собственные успехи на утренниках, но это не переросло в мечту стать актрисой. В студенческие годы я не пропускала премьеры, пересмотрела все спектакли репертуаров театров Астрахани. На стипендию получалось брать билеты на третий ярус, иногда на галерку, да-да, порой и туда забиралась (улыбается).

    - Расскажите о Вашем профессиональном пути к театру.

    Я пришла работать в театр совсем юной, в 1979 году. После того, как не поступила в институт. Пришла по объявлению в ТЮЗ. Сначала работала уполномоченной по распространению билетов, потом - в кассе, в костюмерном цехе. Через год я поступила в институт, вернулась в театр уже с дипломом на должность педагога.

    - Какие периоды работы запомнились как самые тяжелые? Какие были насыщены интересными событиями?

    - В театре так бывает, кажется, что сейчас ты счастлив до небес, а через минуту, что ты самый несчастный человек. Был тяжелый период в 1993 году, когда я только пришла в Астраханский драматический. Полгода работала в театре на колёсах, тогда, когда шёл затяжной семилетний ремонт здания. Коллектив переехал в неотапливаемые помещения в Летнем гастрольном театре. Артисты ходили на репетиции в пальто. Труппа после таких скитаний была изрядно измотана. Хоть я всего лишь полгода в этих условиях проработала, но период запомнила одним из самых тяжелых для театра. В памяти  земляной склад, где хранились, да не сохранились многие исторические фотографии, документы, костюмы и строительные леса на сцене... Лучшие же годы работы связаны с режиссером Александром Михайловичем Цодиковым. Он помогал войти в профессию, мы находили общий язык, в вопросах творчества были единодушны, он «сделал» из меня заведующую литературной частью.

    - Ваш первый драматургический опыт связан с этим периодом?

    - Не вдруг и не сразу. В институте зарубежную литературу нам преподавала искусствовед, театровед Ирина Викторовна Колесова. Еще она вела театральный кружок, где мы смотрели и обсуждали спектакли, писали рецензии. Во многом благодаря ее любви к театру у многих студентов зародилось желание писать о театре. Потом журналист Нина Ивановна Куликова посоветовала мне рецензировать спектакли – серьезно не по-студенчески. Во мне всегда жила потребность в творчестве - пробовала мастерить украшения из глины и кожи, шила, рисовала, вышивала. Искала выход своей творческой энергии и нашла… Художественный руководитель театра Никита Ширяев дал возможность писать интермедии к сказкам. Мы писали с мужем (заслуженный артист РФ Валерий Штепин). Одна из наших первых интермедий была поставлена в Театре кукол. Постепенно в творчестве подошли и к первой пьесе. Идея принадлежит моему мужу. Я прописывала сцены, советовалось с композитором и другом Татьяной Ионовой. Они говорили первые «верю» или «не верю», активно участвовали в процессе рождения меня, как драматурга. Сначала я писала детские сказки, потом пробовала себя во взрослой драматургии.

    - … И в стихах? На ваши стихи написаны песни, они прозвучали на астраханской сцене, расскажите об этом.

    - Порой при постановке спектакля была необходима помощь заведующей литературной частью. Вместе с режиссерами мы выбирали пьесы и редактировали, в основном, сказки. Какие-то сюжетные линии убирали, их заменяли песнями. Мы работали с Татьяной Ионовой – очень творческим талантливым композитором. В театре часто ставили музыкальные сказки. Вместе с Татьяной мы написали для нескольких сказок стихи и песни. В творческом тандеме у нас родились три песни про Астрахань. Наши дети исполнили одну на юбилее Валерия Штепина, затем даже сняли клип. В репертуаре театра было пару спектаклей, где звучали шлягеры зарубежной эстрады, для которых я написала русские тексты песен. Работала и с режиссером Алексеем Матвеевым, когда было необходимо прописать для его спектаклей песни, вложить в них мысли режиссера и актеров.

    - Однако, сами Вы предпочитаете слушать не классику. Вкус определили Ваши мужчины – муж и сын?

    Русским роком я увлечена со студенчества. «Аквариум», «Кино», «АукцЫон» и многое другое. Предпочитаю ленинградский рок-клуб, где умные тексты, близкая мне музыкальная гармония. С удовольствием открывают для себя новые молодые команды. Группа, у которой все идеально сочетается, – это «Аквариум». Муж тоже увлекается рок-музыкой, только зарубежной, но я его приобщила к русскому року. Сын слушает и то, и другое. Но больше современную электронную музыку. С мужем пару раз были на фестивале «НАШЕствие». К слову сказать, старший сын моего мужа тоже музыкант в рок-группе, и именно его группу «Олег» мы и слушали на фестивале с пристрастием. Ещё я была на концерте «Наутилуса» в Питере, в Волгограде на концерте Жанны Агузаровой, на многочисленных концертах рок-музыкантов в Астрахани. Ни разу не пропустила выступления «Аквариума» в Астрахани. К моему огромному сожалению, не успела увидеть живых концертов группы «Кино». От русского рока я заряжаюсь энергий. Это совершенно другая природа эмоций, чем театр.

    - «Остров забытой мечты» - премьера Вашей пьесы 212-го сезона на сцене родного театра. Вы думали, что такое возможно?

    - Родной театр не первый раз обратился к моему творчеству, первым рискнул взять в репертуар мою сказку бывший художественный руководитель Станислав Таюшев. Он опытный режиссер. В плане ремесла я знала, что он сделает добротный материал, он помогал и в редактировании. Вторую пьесу, после ее победы на конкурсе, предложила поставить бывший директор театра Галина Камыхина. Режиссером стал Валерий Штепин. Что касается пьесы «Остров забытой мечты», режиссер Марина Петренко (г. Москва) увидела в ней что-то, была убедительна в идее постановки и для художественного руководителя Александра Огарева. Хоть ее выбор из пьес, предложенных мной, для меня был неожиданным. В этой предновогодней истории интересно работает художник Ирина Бринкус (г. Москва). Сказка должна заиграть красками и современно прозвучать — это музыкальный спектакль, к которому пишет музыку молодой композитор Дмитрий Котов (г. Москва). Премьера  спектакля состоится в конце декабря, перед Новым годом.

    - Если бы Вы попали на «Остров забытой мечты», какое сокровенное желание бы загадали?

    - Сегодня и всегда, сегодня особенно, переболев всерьез «модным заболеванием», понимаю, что мы ничего не решаем в этом мире. Наше существование насколько хрупко. Моя мечта, чтобы моя семья и мои близкие были здоровы, чтобы сын был счастлив.

    Беседовала Елена Мальчонок