Интервью Алексея Матвеева

13 Июля 2023
Делимся с вами материалами выставки, посвященной Году педагога и наставника — интервью Матвеева Алексея Павловича, режиссёра Астраханского драматического театра. Окончил Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина в 1999 году по специальности «Режиссёр драматического театра» (мастера курса — М. Тер-Захарова, Л. Хейфец). Участник творческой лаборатории режиссёров под руководством Л.Е. Хейфеца. Педагог по актёрскому мастерству.
Кого Вы можете назвать своим наставником?
У меня были прекрасные мастера: Марианна Рубеновна Тер-Захарова и Леонид Ефимович Хейфец. Они получали своё образование у прямых последователей нашей театральной школы. Марианна Рубеновна представитель школы вахтанговского театра, она была дочкой Рубена Симонова, руководителя вахтанговского театра, одной из мощных театральных фигур Москвы в 50-60х годах. Хейфец — самый яркий представитель русского психологического театра, он учился у Алексея Викторовича Попова и у Марии Осиповны Кнебель, которая, в свою очередь, была ученицей Станиславского.
Марианна Рубеновна, к сожалению, очень рано ушла, и уже на 4 курсе мы перешли к Леониду Ефимовичу. Она сама была родом из Астрахани, и хоть она была строгой ко всем, я чувствовал с ней какое-то землячество.
А Леонид Ефимович — достаточно жёсткий человек и в педагогике, и в профессии. Он оформил понимание всех основных вещей в спектакле: как делать, как его начинать, как заканчивать. Хотя это путь неизведанный вообще. Потому что если ты знаешь все ответы на вопросы, то тогда можно даже и не ставить этот спектакль. Ты отвечаешь на эти вопросы в процессе, а если уже знаешь, то становится безумно неинтересно ни с актёрами, ни с собой. Если ты не ставишь себя под знак вопроса, тогда меняется степень восприятия, ты по-другому питаешь этот материал.
Какие методы своего наставника Вы сейчас применяете в работе с учениками?
В нашем деле можно научиться, а научить нельзя. Как бы я ни хотел научить, что-то сделать со своими подопечными, это неизведанный путь совершенно. Вот что-то я взял у своих учителей, но это только какие-то основы. Мои спектакли совершенно не похожи на спектакли Хейфеца, я не могу их повторить, как бы я не стремился, выхватывая часть методики — всё равно не получится, получится что-то другое. А мои подопечные, если говорить о режиссуре, как бы они не старались, у них также не получится сделать как у меня.
Что, на Ваш взгляд, самое важное в актёрском мастерстве, чему Вы хотите научить студентов?
Театр — одно из самых сложных направлений искусства, потому что театр живой. Всё в нём происходит только здесь и сейчас: такой зрительный зал собирается только однажды, даже если многие зрители придут ещё раз, то всё равно это будет другая энергия, а актёры будут немного по-другому играть. Поэтому я думаю, что самое главное — упрямство, упорство. Ты никогда не знаешь, что у тебя получится на сцене в итоге, но ты идёшь и делаешь.

У меня были прекрасные мастера: Марианна Рубеновна Тер-Захарова и Леонид Ефимович Хейфец. Они получали своё образование у прямых последователей нашей театральной школы. Марианна Рубеновна представитель школы вахтанговского театра, она была дочкой Рубена Симонова, руководителя вахтанговского театра, одной из мощных театральных фигур Москвы в 50-60х годах. Хейфец — самый яркий представитель русского психологического театра, он учился у Алексея Викторовича Попова и у Марии Осиповны Кнебель, которая, в свою очередь, была ученицей Станиславского.
Марианна Рубеновна, к сожалению, очень рано ушла, и уже на 4 курсе мы перешли к Леониду Ефимовичу. Она сама была родом из Астрахани, и хоть она была строгой ко всем, я чувствовал с ней какое-то землячество.
А Леонид Ефимович — достаточно жёсткий человек и в педагогике, и в профессии. Он оформил понимание всех основных вещей в спектакле: как делать, как его начинать, как заканчивать. Хотя это путь неизведанный вообще. Потому что если ты знаешь все ответы на вопросы, то тогда можно даже и не ставить этот спектакль. Ты отвечаешь на эти вопросы в процессе, а если уже знаешь, то становится безумно неинтересно ни с актёрами, ни с собой. Если ты не ставишь себя под знак вопроса, тогда меняется степень восприятия, ты по-другому питаешь этот материал.

В нашем деле можно научиться, а научить нельзя. Как бы я ни хотел научить, что-то сделать со своими подопечными, это неизведанный путь совершенно. Вот что-то я взял у своих учителей, но это только какие-то основы. Мои спектакли совершенно не похожи на спектакли Хейфеца, я не могу их повторить, как бы я не стремился, выхватывая часть методики — всё равно не получится, получится что-то другое. А мои подопечные, если говорить о режиссуре, как бы они не старались, у них также не получится сделать как у меня.

Театр — одно из самых сложных направлений искусства, потому что театр живой. Всё в нём происходит только здесь и сейчас: такой зрительный зал собирается только однажды, даже если многие зрители придут ещё раз, то всё равно это будет другая энергия, а актёры будут немного по-другому играть. Поэтому я думаю, что самое главное — упрямство, упорство. Ты никогда не знаешь, что у тебя получится на сцене в итоге, но ты идёшь и делаешь.