Интервью Екатерины Спириной

Интервью Екатерины Спириной
Делимся с вами материалами выставки, посвященной Году педагога и наставника — интервью Спириной Екатерины Михайловны, актрисы Астраханского драматического театра. Заслуженная артистка Астраханской области. Выпускница 1996 года театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, отделения артистов драматического театра. Педагог актёрского мастерства.

❓ Кого Вы можете назвать своим наставником?

Я училась в Саратовском театральном институте, приемнике знаменитого Саратовского театрального училища — его закончили Янковский, Миронов, Тюнина. Моим мастером был Владимир Захарович Федосеев, мы были практически последним его драматическим курсом. Он учился у Бориса Захавы, поэтому перенял вахатанговскую школу из уст в уста.

Владимир Захарович был режиссером по образованию, много где успел поработать. Я, к сожалению, не видела его спектаклей, поэтому не знаю, каким он был режиссёром, только догадываюсь, что хорошим, но педагогом он был просто от Бога. Актеры нашего драматического театра Людмила Григорьева, Евгений Григорьев, Владимир Дёмин — тоже его ученики. Он был вторым педагогом на их курсе.

Я думаю, что не всегда хороший режиссёр может быть хорошим педагогом, и не всегда хороший актёр может быть хорошим педагогом. Владимир Захарович никогда не пытался нас чему-то научить, он давал только толчки, чтобы учились мы: никогда не навязывал, никогда не настаивал, а пытался раскрыть студентов как личностей.

❓Расскажите, какое первое впечатление произвел на Вас этот педагог?

Я его немножко побаивалась, потому что Владимир Захарович — очень колоритный человек. Он с молодости носил окладистую бороду, и все как-то сходились на том, что он похож на Карла Маркса. Было в нём что-то такое же монументальное. Все улыбки, ухмылки были спрятаны за бородой, поэтому не всегда можно было прочитать его. Федосеев умел прятать эмоции, и только по глазам можно было понять, нравится ему что-то или не нравится.

Но моё впечатление быстро изменилось, потому что Владимир Захарович оказался добрейшим человеком. Ученики его совсем не боялись, а любили и уважали, хотя за глаза называли исключительно «Захарыч» — не было у нас перед ним никакого пиетета, очень демократичные установились отношения с ним. Есть такие педагоги, что студенты вынуждены быть похожими на него, копировать как обезьяны. А Владимир Захарович пытался развить в нас личности, не навязывая ничего.

❓Что, на Ваш взгляд, самое важное в актёрском мастерстве, что Вы бы хотели донести до ваших студентов?

Самое главное, что об актёрском мастерстве я узнала: если тебе есть что сказать, как человеку, как личности — тогда надо заниматься этой профессией! Если тебе сказать нечего, если нет потребности высказаться, то, наверное, и не стоит.

❓ Какие методы своего наставника Вы сейчас применяете в работе с учениками?

Когда я начала работать педагогом, у меня не было в голове методики, никакой даже программы не было — я пришла с тем, что умела сама, и чему меня учил мой педагог и абсолютно вслепую я начала это применять. Потом, уже как-то с годами выработалась какая-то система, но всё равно, она очень близка к тому, что делал Владимир Захарович.
Я, конечно, всегда что-то новое привношу и пытаюсь узнать новое, быть в теме новых тенденций в педагогике, но всё равно, основа, база — это всё, что делал он с нами. Федосеев оберегал нас от наигрыша, сейчас немного другой театр, к сожалению или к счастью. А у него была классическая школа, которая как база нужна каждому актёру, я уверена в этом на все 150 процентов. Все новомодные приемы можно пробовать, только имея этот актёрский фундамент.