Интервью Валерия Штепина

11 Августа 2023
Сегодня делимся с вами интервью Штепина Валерия Николаевича, заверщающего наш проект, посвященный Году педагога и наставника. Валерий Николаевич учился в Дальневосточном педагогическом институте искусств на актерском отделении, окончил Астраханский государственный колледж культуры и искусств в 1993 г. Педагог по сценическому движению, пластике и фехтованию.
Кого Вы можете назвать своим наставником?
Во мне сидит трехголовый монстр — у меня было сразу 3 мастера: Лаптев, Табачников и Гиппиус. От каждого я взял только самое лучшее. Они вообще казались самыми замечательными людьми, которые мне встречались, каждый повлиял на меня в своё время.
Расскажите обо всех поподробнее?
Лаптев Николай Васильевич сорвал мне голову театром с 9-го класса: я жил в Дальнегорске и пришёл к нему в народный театр, самодеятельностью заниматься. И заболел театром настолько, что школу еле-еле закончил!
А уже оттуда поступил в Дальневосточный институт искусств. Попал к Табачникову Ефиму Давыдовичу, известному театральному режиссеру, сначала он ставил пьесы в Москве, работал в знаменитом театре имени Маяковского, а только потом возглавил театр во Владивостоке.
Ефим Давыдович всегда ломал стереотипы: мог первокурсницу поставить на главную роль, если видел талант, хотя так не было принято. Эстетика для него была важна — требовал, что если ты пришел на репетицию, то непременно должен переодеться. Мог и башмаком запустить, если выходили в уличной обуви и одежде на сцену.
Расскажите о самом ярком первом впечатлении, которое произвел на Вас педагог?
Когда к нам в институт пришел Сергей Васильевич Гиппиус, и все сразу побежали переводиться к нему на курс. Не пошло к нему человек 7, я в том числе. Мне его фамилия тогда ни о чём не говорила, я только потом узнал, что Зинаида Гиппиус — его тетка. Сергей Васильевича заинтересовало: «Что за такие смелые люди ко мне не идут?» И он сам пришел с нами знакомиться, посмотрел этюды и после этого забрал всех к себе.
Осталось у Вас что-то на память о Ваших педагогах?
Сергей Васильевич Гиппиус подарил мне свою книгу «Гимнастика чувств» с автографом! Но вот кто-то на курсе у меня эту книгу спёр. Я так расстроен был, но самому купить новую руки не доходили. И только в Астрахани мне подарили другой экземпляр. Конечно, уже без автографа, но хоть такая память о мастере.
Что, на Ваш взгляд, самое важное в актёрском мастерстве, чему бы Вы хотели научить ваших студентов?
Я считаю, что самое важное в актёрском мастерстве — точно выполнять требование режиссера. Это говорили мне мои педагоги, а я говорю уже своим ученикам. Многие своё мнение отстаивают, но я всё-таки ретроград, и считаю: что режиссер говорит, то и надо делать. Ведь сколько людей — столько и мнений, и у каждого будет свой взгляд. А у нас зависимая профессия. Режиссер видит так, и картинку ставит он.

Во мне сидит трехголовый монстр — у меня было сразу 3 мастера: Лаптев, Табачников и Гиппиус. От каждого я взял только самое лучшее. Они вообще казались самыми замечательными людьми, которые мне встречались, каждый повлиял на меня в своё время.

Лаптев Николай Васильевич сорвал мне голову театром с 9-го класса: я жил в Дальнегорске и пришёл к нему в народный театр, самодеятельностью заниматься. И заболел театром настолько, что школу еле-еле закончил!
А уже оттуда поступил в Дальневосточный институт искусств. Попал к Табачникову Ефиму Давыдовичу, известному театральному режиссеру, сначала он ставил пьесы в Москве, работал в знаменитом театре имени Маяковского, а только потом возглавил театр во Владивостоке.
Ефим Давыдович всегда ломал стереотипы: мог первокурсницу поставить на главную роль, если видел талант, хотя так не было принято. Эстетика для него была важна — требовал, что если ты пришел на репетицию, то непременно должен переодеться. Мог и башмаком запустить, если выходили в уличной обуви и одежде на сцену.

Когда к нам в институт пришел Сергей Васильевич Гиппиус, и все сразу побежали переводиться к нему на курс. Не пошло к нему человек 7, я в том числе. Мне его фамилия тогда ни о чём не говорила, я только потом узнал, что Зинаида Гиппиус — его тетка. Сергей Васильевича заинтересовало: «Что за такие смелые люди ко мне не идут?» И он сам пришел с нами знакомиться, посмотрел этюды и после этого забрал всех к себе.

Сергей Васильевич Гиппиус подарил мне свою книгу «Гимнастика чувств» с автографом! Но вот кто-то на курсе у меня эту книгу спёр. Я так расстроен был, но самому купить новую руки не доходили. И только в Астрахани мне подарили другой экземпляр. Конечно, уже без автографа, но хоть такая память о мастере.

Я считаю, что самое важное в актёрском мастерстве — точно выполнять требование режиссера. Это говорили мне мои педагоги, а я говорю уже своим ученикам. Многие своё мнение отстаивают, но я всё-таки ретроград, и считаю: что режиссер говорит, то и надо делать. Ведь сколько людей — столько и мнений, и у каждого будет свой взгляд. А у нас зависимая профессия. Режиссер видит так, и картинку ставит он.