Выставка "Педагоги и наставники". Интервью Александра Огарёва

Выставка "Педагоги и наставники". Интервью Александра Огарёва
В Астраханском драматическом театре проходит выставка, приуроченная к Году педагога и наставника.

Основой выставки стали интервью художественного руководителя Астраханского драматического театра, а также артистов театра, которые сами являются театральными педагогами. В этих интервью артисты поделились воспоминаниями о своих наставниках, повлиявших на их творческую и педагогическую деятельность.

Сегодня мы делимся с вами ответами Александра Анатольевича Огарёва – художественного руководителя Астраханского драматического театра, заслуженного артиста России. Со второй частью интервью вы можете ознакомиться в Театральной гостиной перед началом спектакля.

Александр Анатольевич окончил театральное отделение Воронежского института искусств. В 1992 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастер курса — А. Васильев).

❓ Кто из Ваших педагогов больше всего на Вас повлиял?

На меня, конечно, повлиял больше всего мой учитель по ГИТИСу Анатолий Васильев, всемирно известный режиссёр, лауреат многих наград, даже орден французского легиона у него есть. Но когда я поступал, я вообще не знал, кто это такой. Знал только, что набирает какой-то Васильев. На поступлении было огромное количество народа, и только потом я узнал, что это был очень популярный режиссёр. Спектакль «Шесть персонажей в поисках автора», который он поставил со своими студентами, тогда шёл в Москве и успел объехать 55 стран. А я был невежественный и поступал к мастеру, о котором ничего не знал.

У Анатолия Александровича были фундаментальные знания, он гордился ими, а свою профессию режиссёрскую он получил из рук Марии Осиповны Кнебель, ученицы Станиславского. То есть систему Станиславского он принял через вторые руки, не через десятые, как многие из нас, или как-то понаслышке. А поскольку мастерство передаётся из рук в руки, то Станиславский передал в руки Кнебель, а она уже Васильеву. Мастерство ещё нужно уметь взять. Васильев — великий теоретик и великий практик театра.

❓ Расскажите, какое первое впечатление произвел на Вас Анатолий Васильев?

Впервые мы встретились с Васильевым только на втором туре. При поступлении в театральный институт достаточно многоступенчатая система фильтрации: в первом туре это делают педагоги курса, чтобы отсеять людей, которые не смогут в перспективе иметь отношения к театру.

Первый тур я как-то преодолел, а на втором туре появился Анатолий Александрович, конечно, он произвёл ощущение величия, было видно, что человек знает себе цену. Но я не ожидал, что он будет так внимательно всматриваться, давать задания нашей десятке. Это было невиданно в институтах, чтобы на прослушивание зашли и 4 часа сидели все вместе, пока педагог задавал нам какие-то вопросы, слушал, как мы читаем, давал задания для импровизации.

Мы вышли после второго тура потрясённые. Но меня вдохновило то, что потом, когда вывешивали списки прошедших на третий тур, я стоял первым. Я как-то сумел Васильева убедить, заявить о себе, и мне второй тур дался достаточно легко.

❓ Была ли у Вашего мастера какая-нибудь особенность?

Особенность педагога восточного типа, в том, что он несправедлив. И если западный педагог стремится вызвать какую-то всеобщую любовь к себе, быть со всеми в ровных отношениях, к каждому иметь свой подход и каждого уметь влюбить в себя, убедить в том, что он говорит — есть истина. То восточный педагог совершенно об этом не заботится.

Поскольку Васильев нас часто обижал, то и ответ он получал примерно такой же. Студенты часто изображали Анатолия Александровича, передразнивали в нашем кругу. Правда, я себе дал зарок никогда о нём так не говорить.

Это парадоксально, но насколько любят такого педагога, настолько же много о нём говорят саркастического, потому что все его привычки становятся видны как на ладони.

❓ Что на Ваш взгляд самое важное в актёрском мастерстве?

Наверное, наша профессия такая сложная и многогранная, что сложно выделить что-то одно. Но я, всё-таки выделю страстность, фанатизм, преданность профессии, когда ты знаешь, что она тебя всё равно изменит, всё равно будут какие-то неудачи, но тем не менее, ты продолжаешь быть в страстных отношениях с этой профессией, потому что это то единственное, что связывает тебя с миром прекрасного. Без этого мира прекрасного, мне лично, не прожить.