Играем, господа! О самой азартной премьере драмтеатра

Играем, господа! О самой азартной премьере драмтеатра

Наша рецензия на спектакль «Игроки»

Театральные премьеры всегда ждешь с нетерпением и легким трепетом. Особенно, если это классика. Тем более, если это Игорь Лысов — режиссер, который всегда нацелен удивлять. За первое полугодие своего пребывания в Астрахани худрук драмтеатра ставит уже второй спектакль — на этот раз в Астраханском драмтеатре звучал Гоголь и его «Игроки».

И с самого начала что-то нам подсказывало: он прозвучит по-новому, ведь Лысов из тех режиссеров, кто, по собственному же признанию, не ставит классику ради классики: скорее, она у него — зеркало уже другого времени. Так что на сцене драмтеатра — плутовство на все времена. А Гоголь и его ярко выраженные образы делают происходящее по-настоящему увлекательным.

Мне не интересно, как один обманывает другого, гораздо интереснее постичь основы философии обмана. Игорь Лысов Эту авантюрную комедию (такое определение дал своим «Игрокам» режиссер спектакля) объединили ярко-красный эпатаж и торжество перевоплощения. Можно было прийти сюда уже для того, чтобы увидеть Александра Ишутина в роли картежника-горбуна, Елену Булычевскую в образе чудаковатого мужчины, Екатерину Сиротину за рамками амплуа голубой героини, Анастасию Краснощекову ни разу не говорящей, но много раз поющей… Наконец, Екатерину Спирину — в роли колоды карт по имени Аделаида Ивановна!

Она была нечеловечески сдержанна и проявляла экспрессию в самых нужных моментах. Здесь следовало бы добавить: «Как и подобает колоде карт», но о чем мы, господа — встречаться с живой колодой нам до этого еще не приходилось.

Говоря об игре Елены Булычевской, ее эпизод эпизодическим вовсе не кажеся. Роль Псоя Стахича Замухрышкина — большая актерская удача. Вторая постановка Игоря Лысова — вторая ее роль, и совершенно новый образ.

Что касается пространства Игры — актерской и гоголевской — его объединил огромный игральный стол на добрую половину сцены. Этому предмету выпала, пожалуй, самая главная роль — за ним решалась не одна судьба. Частенько здесь собирается шулерская компания. Тройки, семерки, тузы… — на кону высокие риски и море шампанского…

А в воздухе звучит «Колибри» — одна из самых авантюрных групп уже нового времени. Вместе с музыкой звонкости действу добавила вся обстановка — в декорациях и костюмах от художника Изабеллы Козинской.

Олег Меньшиков, Валентин Гафт, Сергей Гармаш — всех этих людей объединяет роль Утешительного, исполняемая ими в театре или кино. На астраханской сцене его сыграл талантливый актер Валерий Штепин. С тяжелой степенью цинизма он сообщает нам, что даже родного отца готов обыграть. Что уж говорить о недотепах-помещиках, у которых деньги льются рекой. Вот где начинается та самая философия обмана…

Кстати, это шулерское трио — «Штепин-Вакулин-Ондрин» — получилось очень гармоничным. Нельзя не отметить Павла Ондрина — он несравненный мастер мимических деталей и король театральной иронии. Шулер, интересующийся не только большим кушем, но и прогнозом погоды по местному радио (неожиданно появившемуся в разрезе времен) — разносторонняя личность, согласитесь (здесь следует авторская улыбка).

И тут в компанию к авантюристам попадает новый игрок. Своей игрой он увлечен настолько, что его любимая колода — лицо безусловно одушевленное (об этом мы уже говорили). В глазах читается страсть — нажива близко. Голос немного скрипуч, спина согнута в дугу, глаза непрестанно бегают и изучают — даже карты он видит насквозь. В этом необычном для себя амплуа Александр Ишутин предстает едва ли не впервые. Этот образ горбуна будто отображает миллионы часов, проведенных глубоко склонившись за карточным столом — который не отпускает даже вне его. Как и Аделаида Ивановна — его постоянная спутница.

Виктору Амосову же выпадает совершенно иная карта — он оказывается лицом, потерпевшим от игры. Актер с легкостью передал юношескую наивность, ложащуюся в очевидный контраст с теми, кто по другую сторону стола. Но не все так просто в этой истории. Ему предстоит еще одно неожиданное перевоплощение…

Длинные диалоги так же дают актерами карты в руки. Действо постепенно завязывало нас с этим миром: и пусть в первом акте оно размеренно затягивалось, погружая в череду разговоров, второй акт расставил все на свои места невероятно стремительно. Хотя, расставил — слово не совсем подходящее. Развязка буквально выворачивает наизнанку все происходящее до этого.

Рушатся карточные домики, которые масть за мастью выстраивались режиссером с самого начала — домики, где каждый жил своей игрой. И по иронии судьбы, короли оказываются в дураках, а тихие омуты наполняются… Впрочем, вы все увидите сами. Финал этой истории стоит того! Маски будут сорваны, с лица и со спины.

А театральная сцена вдруг превратится в маленькое кино — и вновь необычная придумка режиссера. Под музыку из легендарного «Блефа» они, наконец, раскроют все карты с экрана кинематографа и сделают нам свой виртуальный реверанс.

Играем, господа! И хорошо играем!

Анастасия Ишкина