Портрет-бенефис. Три главные роли моей жизни

Портрет-бенефис. Три главные роли моей жизни

- За эти годы какие роли на сцене Астраханского драматического театра считаете лучшими?

Первые работы волновали особо. Это Елена Кармина в пьесе Н. Островского "Женитьба Белугина" и Джил Тенер в пьесе Л. Герша "Эти свободные бабочки". Запомнились потому, что мы делали постановку самостоятельно. В свой отпуск мы буквально горели от жары и над творческим процессом. Постановка вышла на Большой сцене, зрители её полюбили. Приятно было и первое признание публики. Сегодня я не обижена материалом. Каждую роль в своей творческой биографии ценю.

Когда творцу блокируют выход его дарования, в этом есть определенный посыл на развитие и рост. Был и такой период, где-то лет пять, когда я не входила в новые постановки. Я пережила. Да, сложно было без новых ролей, пережила благодаря репертуару и зрителям, которые никогда меня не забывали. Держалась зрительской любовью. Поддержала и труппа. У нас лучшая труппа - моя семья, мои друзья.

- Вы 10 лет посвятили театральной педагогике. Так у Вас в этом году - юбилей-юбилей. (Виолетта смеется: "Тройной, еще и сорокалетие.")

- Расскажите о своем Мастере?

Мой педагог Николай Николаевич Рушковский, народный артист СССР, выпускник школы студии МХАТ, профессор Киевского государственного института. Он возглавлял в свое время СТД Украины, и был великим Мастером. Сегодня думаю, что я, 16-летняя, не в полной мере впитала все, что он нам передавал.

- Ничего не упустили: стали и успешной актрисой, и педагогом. От Мастера, что Вы донесли своим студентам?

Да, видимо, благодаря наставнику, который повлиял и на душу, и на сердце, я преподаю. Уже на сцену со мной выходят мои первые выпускники. Первый опыт был в Астраханском училище культуры. Четыре года назад мне предложили набрать свой курс актеров в Астраханской консерватории. Я преподаю мастерство и сценическую речь. Верю, что ученик должен превзойти своего учителя. Меня огорчает, если я вижу, что у меня, как педагога, что-то не получилось. Успехи студентов радуют больше, чем свои: из предыдущего выпуска практически все устроены по специальности.

- Остаются ли силы на воспитание собственных детей? Расскажите о своей семье?

Успеваю всё, главное, распределить себя в пространстве. Чем больше я загружена, тем больше делаю. Ещё надо уметь делегировать. У нас с мужем, режиссером Астраханского драматического театра Алексеем Матвеевым - демократичная семья. Мы воспитываем детей ради их самих, а не реализуем собственные амбиции. Они все - личности, мы поддерживаем любые их начинания. Старшая дочь Полина много читает и хорошо пишет. Её сочинения - произведения искусств. Она вписывается в европейский образ жизни. У нее шарм Франции, и я привила ей любовь к этой стране. Младший, сын Богдан, думаю, по его артистизму и гуманитарной направленности, пойдет по нашим стопам. Он уже и доигрывает, и держит актерскую паузу. Дочь Соня - спортсменка, она нацелена на результат и добивается его. Жизнь покажет, что они выберут, а мы всегда поддержим.

- Сегодня Вы предпочитаете работать с мужем как режиссером или с другими режиссерами?

Правило номер один в нашей семье: не смешиваем. За 18 лет оно ни разу не нарушалось. С Алексеем Матвеевым легко не только мне, а всей труппе театра. У нас тоже хороший тандем, сотворчество. Иногда действует принцип: "Отрицаешь - предлагай". Хотя бывает в театре и такое, что актриса и режиссер в браке не могут творить.

- Поклонников у Вас много, как муж на это реагирует?

Да, мы рады, что поклонники мне звонят и пишут. Стараюсь, пусть кратко, ответить. В Астрахани маленький театральный мир и я знаю многих. Очень ценим обратную связь и зрительскую любовь.

- Были разные периоды в творческой биографии за два десятилетия на сцене. Вроде для итогов рано, а что-то еще и не сбылось?

Я самокритична. Сегодня есть перспектива роста. Для меня важно: быть в процессе становления 24 часа в стуки. Актриса раскрывается и с приходом в постановки режиссеров, а в труппу - художественных руководителей. У Мастеров определенный почерк и работа со всеми: и со Станиславом Таюшевым, и с Никитой Ширяевым - это колоссальный опыт. Рада, что сегодня драматический театр переживает новый период с известным режиссером Игорем Лысовым. Его работа дарит актерам опыт. Ещё сегодня сбылась моя студенческая мечта. Я сыграла Машу в пьесе Антона Чехова «Три сестры», режиссер Алексей Матвеев.

- Что Вы сейчас репетируете?

У меня главная роль в пьесе Жана Жираду "Безумная из Шайо", которую ставит Алексей Матвеев. В ней с легкостью жанра раскрываем злободневные темы. В век Золотого Тельца некоторые мужчины одержимы животными страстями, а у их женщин все на продажу. Миром, всё же хочется верить, правит Любовь.

- Так какие роли главные?
Мать и Жена, Актриса и Педагог.