В Большом зале театра дали... пресс-конференцию

В Большом зале театра дали... пресс-конференцию

Жан Жироду был новеллистом, дипломатом. Написал множество романов, пьес, киносценариев. Его можно отнести к авторам, работавшим в жанре интеллектуальной прозы.

Как писал Л. А. Левбарг, в драматургию Жироду приходит сложившимся и уже признанным писателем. Его ироническое отношение к нравам буржуазной Франции усугубляется впечатлениями от непосредственного участия в первой мировой войне. Он постоянно возвращается к теме франко-немецких отношений. Жироду пытался побудить два государства к диалогу, призывал французов и немцев отстоять мир. Действительность мало способствовала его оптимизму. Поэтому интонации его пьес - интонации тревоги, напряженного ожидания.

            В 1926 году Жан Жироду познакомился с молодым режиссером Луи Жуве. Эта встреча положила начало их творческому содружеству и имела большое значение для судеб французского театра. 

            Самым значительным произведением Жироду явилась пьеса "Безумная из Шайо" (1942). Жироду отправил пьесу Жуве в Бразилию, но поставлена она была после возвращения труппы Жуве в Париж 19 декабря 1945 года, когда Жироду уже не было в живых.

            В основу пьесы, действие которой происходит в современном Париже, положен острый социальный конфликт. Президент акционерной компании и другие "рыцари наживы", узнав, что под одним из районов города обнаружена нефть, готовятся разрушить его. Им противостоят бесправные низы общества. Они ясно видят, что в этом безумном мире господствуют бесчеловечные законы, но понимают, что ниспровергнуть власть имущих им не по силам. Тогда борьбу возглавляет старая нелепая дама, которую все называют графиней Орели – «безумная из Шайо». Это странное существо верит в человека, в его право на счастье и справедливость. Узнав о готовящемся "покушении" на город, она со своими давними подругами, с такими же "безумными" устраивает суд над гангстерами - финансовыми воротилами и уничтожает их, заманив в подземелье и навсегда замуровав там "Банковское общество парижских недр" в полном составе. Сцена суда становится самой яркой, приобретает ключевой характер. Никогда прежде Жироду не поднимался до такой последовательной критики современного общества.

            "Безумная из Шайо" - самая демократическая и социальнозначимая пьеса Жироду – вершина творчества этого крупного драматурга, одного из создателей европейской интеллектуальной драмы.

            В России пьеса  имела успех уже в новейшее время (балет  Р. Щедрина с М. Плисецкой1992 г; спектакль П. Фоменко2002 г., капитальное возобновление в 2013 г., другие постановки театров страны).

           Спектакль Астраханского драматического театра режиссера Алексея Матвеева поставлен в жанре фантастической комедии. Выбранная форма позволяет доступным языком рассказать о сложном. Спектакль наполнен живым звуком. За два часа актеры исполнят около десятка разных русских и французских песен, создающих атмосферу неопределенности времени и пространства и при этом бесконечного торжества Любви вне зависимости от времени и пространства. В спектакле звучат песни групп «Агаты Кристи», «Ленинград», «7 Б», «Океан Эльзы» и в то же время группы «Yello», известные французские песни и даже песни на языке цирка «Дю солей», а так же много музыки авторов, пишущих для российского и мирового кино.

            Над спектаклем работали два хореографа Ольга Манькова и Ольга Эктова, они поставили огромное количество пластических номеров и танцев.

            Атмосферу любви передают и декорации спектакля, созданные художником Людмилой Тереховой (г. Волгоград): часть Эйфелевой башни и мост через Сену в центре сцены. Вокруг них и разворачивается действие. Словно, город, который во всем мире признан самым романтичным, на некоторое время переместился на сцену Астраханского драматического театра.

            В спектакле занята большая часть труппы. Главную роль, роль Безумной из Шайо исполняет артистка Виолетта Власенко, в главных ролях заслуженные артисты России Наталья Антоненко, Елена Булычевская Евгений Григорьев, артисты Андрей Гончарова, Дмитрий Карыгин, Павел Ондрин.